тезисы о закономерностях размещения россыпей

тезисы о закономерностях размещения россыпей

История развития георельефа и образование россыпей в горах Юга Западной Сибири: Закономерности размещения и поисковые перспективы 

Бутвиловский В.В1., Аввакумов А.Е.2

  1Дрезденский университет, ФРГ;  2„Тэтис-технолоджи“ (ООО “Тэтис-Т”), Россия

Прогнозирование новых россыпных месторождений для какой-то территории исходит прежде всего из общих закономерностей размещения россыпных месторождений. Закономерности размещения россыпей выявляются как из анализа положения известных россыпных месторождений и их связей с геолого-геоморфологическими параметрами в пределах этих месторождений, так и из анализа процессов россыпеобразования, тесно связанных с георельефом, климатом, геологическим строением и тектоническим режимом. Первый подход является типично индуктивным и мало что дает для выявления месторождений нового типа, второй – дедуктивный и позволяет оценивать территории на возможность наличия месторождений самых различных типов. В принципе, первый подход не противоречит второму, существенно дополняет и уточняет его в конкретных деталях, потому оптимальным должно быть использование их обоих.

Обосновано, что геоморфоструктура региона, генезис и возраст элементов георельефа и склоновых поясов, смена палеогеографических условий и процессов денудации и выветривания имеют самое непосредственно отношение к оценке перспективности территорий в отношении россыпных месторождений (Билибин, 1955; Нестеренко, 1977; Желнин, 1979; Бутвиловский и др. 1996; Калинин и др., 2000; и др.). Геолого-геоморфологическая история региона гор Юга Западной Сибири на примере Кузнецкого Алатау и Горной Шории обобщена нами в таблицу, где отдельные исторические этапы и свойственные им геолого-геоморфологические образования, процессы и условия оценены шкалой баллов (16, 8, 4) относительной благоприятности формирования россыпных месторождений (табл.). Местоположение этих геолого-геоморфологических образований, выявляемое геоморфологическим картированием, позволяет оценить перспективность территории как в региональном, так и в локальном масштабе.

Наиболее благоприятными для россыпеобразования являются относительно пологие склоновые пояса  ненинского и кийского возраста позднемезозойского этапа, ануйского и таскыльского возраста позднегерцинского этапа. Они контролируют положение 80 — 90% известных россыпных месторождений Горного Алтая, Салаира, Кузнецкого Алатау и Горной Шории или их наиболее богатые участки, представленных частично относительно глубокозалегающими (8 — 30 м) долинными, террасовыми, ложковыми, элювиально-делювиальными россыпями золота, монацита, ильменита, вольфрамита, колумбита. Нижерасположенные более крутонаклонные склоновые пояса (салаирский, синюхинский, терсинский) локализуют в своих верхних частях достаточно продуктивные участки мелкозалегающих (2 — 5 м) долинных россыпей золота, в то время как россыпи других, более легких минералов здесь резко разубоживаются. Нижние части этих крутонаклонных склоновых поясов несут относительно разубоженные долинные и косовые россыпи, это же свойственно и молодым (миоцен-плиоцен) поверхностям выравнивания, что и позволяет сделать вывод о незначительной роли олигоцен-четвертичного рельефообразования в концентрации полезных минералов россыпей.

Таблица: Сводная схема континентального развития нагорья Кузнецкий Алатау

Не следует забывать, что россыпи содержат в основном металл уже переработанных и уничтоженных денудацией коренных источников, положение которых трудно установить, исходя из изменения продуктивности россыпных месторождений. Поэтому при прогнозной оценке территорий было бы правильнее оперировать перспективными на оруденение региональными геологическими формациями и интрузивными комплексами. Известные рудопроявления золота, к примеру, группируются в Кузнецком Алатау, Горной Шории и на Салаире в протяженные ареалы, приуроченные в основном к рифейским, венд-нижнекембрийским и средне-верхнедевонским осадочно-вулканогенным комплексам (особенно к черносланцевым), к экзо- и эндоконтактам габбро-диоритовых и гранодиорит-плагиогранитовых кембрийских, девонских и мезозойских интрузий, а также к дайковым поясам различного возраста, зонам глубинных разломов, офиолитов и ультрабазитов, зонам динамометаморфизма и метасоматоза, тем самым определяя местоположение россыпных узлов и провинций. В качестве промежуточного коллектора и одновременно коренного источника золотоносных россыпей выступают верхнепалеозойские конгломераты и гравелиты приразломных грабенов складчатых сооружений и мезозойские конгломераты и гравелиты периферии Кузнецкого угленосного бассейна (в особенности распадская свита нижней юры). Они же свидетельствуют о том, что выветривание и денудация коренных источников золота в регионе начинается уже с девона, с самого начала континентального этапа развития региона.

Конечно же не только уклон и возраст элементов георельефа оказывает влияние на россыпеформирование, но и комбинации этих элементов, выражающиеся в так называемых типах гидросети, густоте расчленения, извилистости, асимметрии, экспозиции, сужениях-расширениях, ширине и глубине долин, наличии впадин или участков врезания. Влияние этих параметров опосредованно через процессы аккумуляции и денудации, а также через палеогеографические изменения условий развития георельефа, причем решающее значение в формировании пластовых приплотиковых концентраций тяжелых минералов имеют, в большинстве случаев, экстремальные селеподобные паводки, обусловленные прорывами и стоками подпрудных озер, мощными ливнями или таянием снегов, и на один-два порядка превосходящее современные (Осадчий, 1984; Бутвиловский, 1993; и др.). Комбинации геоморфологических элементов определяют закономерности размещения россыпных месторождений на конкретных участках и должны быть использованы для их прогнозной оценки.

В пределах исследованной территории выделяются долинные и террасовые эрозионно-флювиальные россыпи низкогорий и среднегорий, склоново-водораздельные россыпи кор выветривания и зон окисления, абразионные и аккумулятивные россыпи мезозойских и верхнепалеозойских конгломератов, погребенные мезозойские и раннекайнозойские многослойные эрозионные, абразионные и гипергенные россыпи тектонических предгорных впадин и приразломных эворзионных переуглублений. Значительный промышленный интерес могут представить гигантские аккумулятивно-косовые россыпи мелкого золота верхнеплейстоцен-голоценовых аллювиальных отложений крупных речных долин (Томь, Кия, Катунь и др.). Общий золотоносный россыпной металлогенический потенциал только Кемеровской области составляет не менее 10-15 тыс. тонн, что позволяет, с учетом относительно благоприятных природно-экономических условий региона, выдвинуть его в разряд наиболее перспективных в России.

Обсуждение закрыто.